←  Советская Россия

Исторический форум: история России, всемирная история

»

О достижениях большевиков.

Фотография Castle Castle 09.10 2017

40 лет назад, 7 октября 1977 года, Верховный Совет СССР принял новую Конституцию СССР,  «конституцию развитого социализма». 

Наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им права выдвижения кандидатов . Советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и увеличены сроки полномочий Верховного Совета до 5 лет, Советов народных депутатов до 2,5 лет. 

С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

Constitucon-4.jpg

Ответить

Фотография ddd ddd 28.11 2017

Столетие «красной» нефти. К чему привела советская национализация недр
Через сто лет после Декрета о земле государство в России вернуло себе контроль над нефтяной индустрией

daf933908073596f08cf06115fc541de.jpeg
Нефтяные вышки Баку, 1918. 
 

Октябрьское вооруженное восстание 1917 года, кроме всего прочего, принесло миру новую модель управления нефтяной индустрией – национализацию. Через семьдесят с лишним лет неэффективность советской нефтяной госмонополии сыграла важную роль в распаде СССР. Через сто лет круг замкнулся: российское государство контролирует более половины всей добычи нефти в стране.

Декрет о земле и Бакинская коммуна

«Право частной собственности на землю отменяется навсегда» – так было сказано в первом пункте Декрета о земле, который наряду с Декретом о мире стал первым посланием большевиков после октябрьского вооруженного восстания 1917 года. Декреты принимались впопыхах – меньше чем через сутки после выстрела «Авроры» и ареста Временного правительства. Выражаясь сегодняшним языком, эти декреты были скорее пиар-акцией, нежели реальным законотворчеством. Важно было показать народу «выгоды» от прихода новой власти. Экспроприация помещичьей земли и заключение мира идеально для этого подходили.

Вторым пунктом декрет объявлял: «Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства». Идейная почва для экспроприации нефтяных компаний была создана в России задолго до 1917 года: сторонники этого подхода были не только среди левых партий, но даже среди правых популистов-государственников. После прихода к власти большевиков в правительстве развернулась дискуссия, как управлять нефтяными активами.

В начале XX века нефть с Апшеронского полуострова Азербайджана составляла до половины всего мирового производства. Более 90% всей нефти в Российской империи добывалось в Баку – неудивительно, что именно там шла самая ожесточенная борьба за судьбу нефтяной промышленности. Несмотря на радикальную идеологию того времени, в Совнаркоме возникла фракция «реалистов», возражавших против повальной национализации всей нефтяной индустрии. Их несогласие сводилось к тому, что советская республика остро нуждалась в топливе, а экспроприация приведет к хаосу и резкому падению добычи. Жесткий отпор «реалистам» дал не кто иной, как Иосиф Сталин. Именно он стал основным лоббистом скорейшей и тотальной национализации. Интерес Сталина к судьбе азербайджанской нефти неслучаен – во время бакинского нефтяного бума он принимал активное участие в нефтяных стачках. В итоге благодаря телеграммам Сталина чаша весов склоняется на сторону «хардлайнеров», сторонников тотальной экспроприации в Бакинской коммуне. Двадцатого июня 1918 года Совнарком РСФСР принял декрет о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Добыча, переработка и торговля нефтью объявлялись государственной монополией. Управление национализированными предприятиями передавалось Главному нефтяному комитету.

Мода на нефтяной национализм

Декрет о земле был написан на скорую руку. Но судьба уготовила ему большое будущее. Позже идея полной национализации недр повлияла на развитие нефтяного сектора не только в России, но и в мире. Хотя попытки вмешательства государств разных стран в топливную промышленность происходили и до 1917 года (в частности, суд и последующая реструктуризация Standard Oil Рокфеллера), но до открытой национализации дело все же не доходило. Экспроприация азербайджанской нефти стала переломным событием. Перевод активов бакинских компаний под контроль государства (самым крупным производителем была компания братьев Нобель) открыл политический ящик Пандоры. Львиная доля мировой добычи нефти в первой половине прошлого века приходилась на нефтяных магнатов, прежде всего Рокфеллера и осколки его империи, а позже – на семь западных крупнейших корпораций (так называемые «семь сестер»). Для левых движений того времени все они олицетворяли собой «звериный оскал капитализма». Поэтому во многих странах идея национализации недр стала ключевой составляющей постколониальной идеологии. В 1917 году Мексика приняла новую конституцию, в соответствии с которой – точь-в-точь как в Декрете о земле – недра объявлялись собственностью государства. Свыше 80% добычи в стране (в 1920-е годы она вышла на второе место в мире) контролировали англо-голландская Royal Dutch Shell и американские компании. В течение двух десятков лет им удавалось отсрочить национализацию, но в 1937 году страну потрясла забастовка нефтяников, вслед за которой президент Ласаро Карденас ввел запрет на работу иностранных компаний. Их собственность была передана национальной компании Petróleos Mexicanos (Pemex).

Следующей крупной страной в череде национализаций стал Иран. В 1951 году при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви и премьере Мохаммеде Моссадыке была экспроприирована собственность Англо-иранской нефтяной компании (впоследствии ставшей компанией BP). Позже национализация была частично отменена, но после победы исламской революции иностранные компании были вынуждены вновь покинуть Иран – на этот раз уже окончательно.

В 50-е и 60-е годы национализация нефти прошла в Аргентине, Бразилии, Египте, Бирме и Перу. В 70-е процесс принял лавинообразный характер – за два года национализация была проведена в пяти странах: Ираке, Алжире, Ливии, Нигерии и Венесуэле. Мода на огосударствление сырьевого сектора была настолько интернациональной, что даже вышла за пределы постколониального мира, перекинувшись на страны Запада. В Британии государство сохраняло контроль над BP вплоть до ее приватизации при Маргарет Тэтчер, а в Канаде правительство владело Petro-Canada вплоть до 1990 года.

Кризис государства-рантье

Причина повальных национализаций не только в идеологии, но и в структуре нефтяной промышленности. Удержание государственного контроля в этой сфере намного проще, чем в других секторах. Глобализация позволяет компаниям в несырьевых отраслях выбирать страны для своей деятельности – они могут переводить производство туда, где условия наиболее благоприятны. Однако нефтяную скважину не перенесешь в другую страну. Выбор мест для добычи у корпораций ограничен, а когда они уже вложили капиталы и добыча началась, этого выбора просто не остается. Этим пользовались многие правительства: они давали возможность иностранным компаниям сделать максимум капитальных вложений, провести геологоразведку, открыть месторождения и начать добычу. После этого резко объявляли новые правила игры. Под лозунгом борьбы с колониализмом ловушка захлопывалась.

Параллельно с захватом командных высот в своих странах правительства нефтяных экономик создали международный картель. Оказалось, что ОПЕК может влиять на цены – в ходе первого и второго нефтяного кризиса 70-х цены на нефть выросли в 10 раз. В эти годы государства-рантье находились на пике славы – казалось, ничто не могло поколебать их благополучие.

Но проблемы пришли откуда не ждали. Резкий рост нефтяных котировок сменился падением, а затем затяжным ценовым плато в 80-е и 90-е. И это была лишь часть проблемы, причем даже не главная. Некоторые страны-экспортеры (например, Канада или Австралия) продолжали расти, несмотря на ценовые скачки. Другие же перешли в состояние стагнации, а затем и спада. Выяснилось, что с самыми серьезными проблемами столкнулись страны со слабыми институтами и наибольшей долей государства в нефтяной промышленности: Ирак, Нигерия, Ангола, Алжир, Боливия, Венесуэла.
Возобновление роста цен на нефть в начале 2000-х не принесло серьезного облегчения многим госкомпаниям. Весьма нагляден в этом отношении случай мексиканской Pemex: даже в условиях рекордно высоких нефтяных цен в течение нескольких лет компания работала в убыток.

Тяжелее всего пришлось странам, где нефтяная госмонополия существовала в условиях частичной или полной экономической изоляции. Это такие страны, как Иран, Ливия и Советский Союз. Самый наглядный пример – история СССР перед его распадом. Вопреки распространенному мнению падение производства нефти началось не в «лихие девяностые», а еще при советской власти. Пик добычи был пройден в 1988 году, когда было произведено 624,3 млн тонн нефти. В 1989-м этот показатель упал до 607,2 млн тонн, в 1990-м – до 570 млн тонн, а в 1991 году опустился до 515,8 млн тонн.
Причина не недостаток запасов, а ошибки в планировании, технологическое отставание и отсутствие конкуренции. Главной задачей правительства в СССР было наполнить госказну валютой.

Соответственно, основной приоритет заключался в краткосрочном наращивании объемов производства без оглядки на эффективность и срок эксплуатации месторождений. Примером этого была, в частности, печально известная практика массового заводнения месторождений (с целью увеличения извлечения нефти) в Западной Сибири. Для сравнения: в США на одну тонну добытой нефти в среднем закачивали 0,5 куб. м воды, а в СССР – 4 куб. м. В Советском Союзе из месторождений выжимали максимум в кратчайшие сроки, что приводило к их досрочному исчерпанию, а также серьезным экологическим проблемам.

После распада Союза нефтяной сектор России прошел через нелегкие испытания падения добычи, приватизации и олигархических конфликтов (в газовой индустрии госмонополия «Газпрома» так и сохранилась с советских времен). В какой-то момент могло показаться, что нефтяная отрасль постепенно переходит на частные рельсы и что возврата к старой системе государственного доминирования не будет. Этим ожиданиям не суждено было сбыться: «Роснефть» приобрела активы ЮКОСа, ТНК-ВР и «Башнефти», а «Газпром» – «Сибнефти» (переименованной в «Газпром нефть»).

Через эти и другие компании правительство теперь контролирует более 50% всей добычи нефти в стране. В 2006 году доля государства составляла лишь 8% – столь стремительная трансформация произошла всего за десять лет.

Получается, что круг замкнулся: через сто лет после Декрета о земле государство в России вернуло себе контроль над командными высотами нефтяной индустрии. История России и других сырьевых экономик полна примеров, которые предостерегали нас от такого сценария. К сожалению, пока эти предостережения так и остались неуслышанными, а уроки истории – невыученными.



Петр Казначеев
Директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС

 

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 28.11 2017

Соответственно, основной приоритет заключался в краткосрочном наращивании объемов производства без оглядки на эффективность и срок эксплуатации месторождений. Примером этого была, в частности, печально известная практика массового заводнения месторождений (с целью увеличения извлечения нефти) в Западной Сибири. Для сравнения: в США на одну тонну добытой нефти в среднем закачивали 0,5 куб. м воды, а в СССР – 4 куб. м. В Советском Союзе из месторождений выжимали максимум в кратчайшие сроки, что приводило к их досрочному исчерпанию, а также серьезным экологическим проблемам.

 

Это конечно ужасно.

 

А есть данные, как с этим изменилась ситуация при переходе этих предприятий в частные руки? Частники стали к экологии более бережно относиться?


Сообщение отредактировал FGH123: 28.11.2017 - 14:47 PM
Ответить

Фотография ddd ddd 28.11 2017

ссылка на статистику приведена, смотрите.

в целом в статье не учтен такой фактор как изменение цены нефти - при ее длительном понижении часть месторождений становится нерентабельными и подлежат закрытию.

правда не знаю как с этим было в ссср, там же был план по валу, а не по себестоимости.

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 28.11 2017

О грубых нарушениях всей технологической схемы эксплуатации Самотлорского месторождения предупреждали ученые Сибирского научно-исследовательского института нефтяной промышленности (СибНИИНП, Тюмень). В 1978 г. Е. Ефремов, тогда заместитель директора СибНИИНП, в докладной записке сообщил заместителю министра нефтяной промышленности СССР Э. Халилову о нарушениях проекта разработки Самотлора – о чрезмерной перегрузке наиболее известных и доступных залежей, пренебрежении остальными, об отклонении от технологии, нежелании внедрять механизированные способы добычи. Ученых не захотели услышать. Добыча нефти на четыре года опережала обустройство промыслов. Не были построены объекты, предусмотренные проектом, почти на 1,5 млрд руб.12

 

Изобилие природных богатств не избавляет от выбора. Более того – требует его. Одной из причин системного кризиса в СССР стала неспособность советского руководства отказаться от волюнтаристского подхода к экономике. Однако и реформы 1990–2010-х гг. не только не способствовали завершению модернизационного перехода – напротив, они привели к деиндустриализации страны, потере половины промышленного потенциала РФ18. Поэтому впору ставить вопрос не о модернизации экономики, а о реиндустриализации страны.

Сегодня в России другая экономика и другое управление. Но прежние ошибки не изжиты. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.» по-прежнему ориентирована в основном на рост нефтедобычи за счет интенсификации отборов на эксплуатируемых, частично обводненных месторождениях. Не уделяется должного внимания перспективе отрасли, геологоразведке, своевременному восполнению запасов.

 

 

http://ecotrends.ru/...04-04-15-20#r01

 

Да, странно это.


ссылка на статистику приведена, смотрите.

 

Не нашел.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 28.11 2017

 Через эти и другие компании правительство теперь контролирует более 50% всей добычи нефти в стране. В 2006 году доля государства составляла лишь 8% – столь стремительная трансформация произошла всего за десять лет. Получается, что круг замкнулся: через сто лет после Декрета о земле государство в России вернуло себе контроль над командными высотами нефтяной индустрии. История России и других сырьевых экономик полна примеров, которые предостерегали нас от такого сценария. К сожалению, пока эти предостережения так и остались неуслышанными, а уроки истории – невыученными.

 Петр Казначеев Директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС

 

 Пусть будет П. Казначеев хоть директором АН Мира, но разве он может сказать, что правительство США не контролируют свою нефтедобывающую промышленность? Другое дело как они это делают. Если правительство любой страны не контролирует добычу на своей территории любых ресурсов, то можно быть уверенным, что оно и эта страна находится под колониальным управлением. Слава Богу и Путину мы этого избежали, но были к такому положению близки. Хочу обратить внимание и на откровенное передёргивание понятий - "Декрет о земле" вовсе не закон о её недрах. Подмена этих понятий ведёт к искажению смысла. Правительство России после развала государственности в виде СССР на рубеже 80 - 90-х гг. наконец вернуло себе контроль над ресурсами собственной страны. Считаю это его большим достижением.

 

 У самого П. Казначеева остались со школы "уроки" не выученными или он хитро темнит, чтобы стать на место Ходорковского и грабить страну с ещё большим размахом..

Ответить

Фотография ddd ddd 29.11 2017

Через эти и другие компании правительство теперь контролирует более 50% всей добычи нефти в стране. В 2006 году доля государства составляла лишь 8% – столь стремительная трансформация произошла всего за десять лет. Получается, что круг замкнулся: через сто лет после Декрета о земле государство в России вернуло себе контроль над командными высотами нефтяной индустрии. История России и других сырьевых экономик полна примеров, которые предостерегали нас от такого сценария. К сожалению, пока эти предостережения так и остались неуслышанными, а уроки истории – невыученными.
Петр Казначеев Директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС


Пусть будет П. Казначеев хоть директором АН Мира, но разве он может сказать, что правительство США не контролируют свою нефтедобывающую промышленность? Другое дело как они это делают.
контролировать посредством законов и владеть в частной собственности разные вещи.

Через эти и другие компании правительство теперь контролирует более 50% всей добычи нефти в стране. В 2006 году доля государства составляла лишь 8% – столь стремительная трансформация произошла всего за десять лет. Получается, что круг замкнулся: через сто лет после Декрета о земле государство в России вернуло себе контроль над командными высотами нефтяной индустрии. История России и других сырьевых экономик полна примеров, которые предостерегали нас от такого сценария. К сожалению, пока эти предостережения так и остались неуслышанными, а уроки истории – невыученными.
Петр Казначеев Директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС


Хочу обратить внимание и на откровенное передёргивание понятий - "Декрет о земле" вовсе не закон о её недрах. Подмена этих понятий ведёт к искажению смысла.[b]
подмена понятий конечно плохо, но в чем она?
Читаем

Вторым пунктом декрет объявлял: «Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства».

Ответить

Фотография shutoff shutoff 29.11 2017

Вторым пунктом декрет объявлял: «Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства».

 

 Мы с Вашим, ув-й г-н ddd, участием уже обсуждали "Декрет о земле" с юридической т.з. и никто Вам не возражал - слаб он с этих позиций и готовился в спешке с совершенно другими целями, а не к приведению к исполнению в части "пользования государства". Посмотрите современное законодательство РФ и сравните его с аналогичным в США и много Вы найдёте разницы? "Декрет о земле" нужен был и использовался лишь для изъятия земли у частных владельцев, чтобы лишить их экономической базы, а как земля будет использоваться дальше большевиков и левых эсеров в те времена волновало не очень. Нет нужды ситуацию 1917 - 20 гг. примерять к нынешней, если только не с пропагандистскими целями.

Ответить

Фотография ddd ddd 30.11 2017

шутофф, вы заявили что декрет о земле не затрагивал недра, я вам показал что уже в пункте два речь о переходе "всех недр земли" в исключительное пользование гос-ва.

слаб не слаб дело десятое, факт в том что недр касался напрямую.

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 30.11 2017

Не увидел доказательств, что например Ходорковский или еще какой нибудь российский нефтесобственник проявил бОльшую заботу об экологии, чем это было до него.


Сообщение отредактировал FGH123: 30.11.2017 - 01:43 AM
Ответить

Фотография Gundir Gundir 30.11 2017

Мы с Вашим, ув-й г-н ddd, участием уже обсуждали "Декрет о земле" с юридической т.з. и никто Вам не возражал - слаб он с этих позиций и готовился в спешке с совершенно другими целями, а не к приведению к исполнению в части "пользования государства". Посмотрите современное законодательство РФ и сравните его с аналогичным в США и много Вы найдёте разницы? "Декрет о земле" нужен был и использовался лишь для изъятия земли у частных владельцев, чтобы лишить их экономической базы, а как земля будет использоваться дальше большевиков и левых эсеров в те времена волновало не очень. Нет нужды ситуацию 1917 - 20 гг. примерять к нынешней, если только не с пропагандистскими целями.

Вообще то, недра никто у нас никогда и не приватизировал. Они как в 17-м стали национализированы, так ими и остались. Почитайте конституцию. Все, что в земле - принадлежит народу. Тут вопрос то простой - можете Вы для разработки нанимать частников, или, пользоватся исключительно госорганизацией подрядчиков. Вот и все. Грубо говоря, вот ваш дом, Вы задумали там ремонт. Можно нанять просто много всяких работников, и им платить зарплату. А можно договориться с бригадиром на всю сумму сразу, пусть сам отвечает за сроки и за качество. И сам уже думает над суммой сколько и кого нанимать. Вот и все. Оттого, что Вы сделали заказ через бригадира , а не сами колупались, дом не стал его собственностью

Ответить

Фотография shutoff shutoff 30.11 2017

Вообще то, недра никто у нас никогда и не приватизировал. Они как в 17-м стали национализированы, так ими и остались. Почитайте конституцию. Все, что в земле - принадлежит народу. Тут вопрос то простой - можете Вы для разработки нанимать частников, или, пользоватся исключительно госорганизацией подрядчиков. Вот и все.

 

 А кто Вам, ув-й г-н Gundir, возражает в этом смысле? Не знаю как обстояли дела на нефтепромыслах и угольных шахтах, но золото искали и добывали многие частные артели (не знаю как сейчас, но думаю, что так-же)  и даже целиком иностранные фирмы и это все в годы Советской власти. Даже бизнес в Сибири такой был по отстрелу возвращавшихся с приисков старателей. Отвалы государственных драг можно перерабатывать вторично - такое содержание золота в них оставалось... Знаю случай, когда в советские времена на драгу прислали нового начальника (идейного и "красного") и он её запустил без воды. О чём дальше можно говорить? Всё дело в эффективности...

 

 Лично я не знаю принадлежат-ли недра США всему их народу и ими распоряжается федеральное правительство или каждому штату отдельно, но факт, что не Рокфеллеру или ещё какому-то частному или корпоративному лицу. Об этом и речь в нашем диспуте с г-ном ddd.

Ответить