←  Новое время

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Восстание Б. Хмельницкого

Фотография Стефан Стефан 20.04 2019

ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54, распространённое в историографии название восстания казаков Запорожского войска во главе с Б. М. Хмельницким, поддержанного крестьянами и мещанами (горожанами), против правительства Речи Посполитой. Охватила земли Запорожской Сечи (б. ч. междуречья Юж. Буга и Днепра), значит. часть Малопольской пров. Королевства Польского (преим. Киевское, Черниговское, Брацлавское и Подольское воеводства), а также Смоленское, Минское, Берестейское и Мстиславское воеводства Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ) (участвовали до 1651). Была вызвана гл. обр. стремлением запорожских казаков добиться ликвидации Брестской унии 1596 и включения большего их числа в состав реестровых казаков (пытались достичь этих целей и ранее – в ходе восстаний 1591–93, 1594–96, 1625, 1630, 1635, 1637 и 1638). Казаки боролись также за восстановление своих прав и привилегий, отменённых Сеймом в 1638: возможности избирать гетмана (вместо него назначался старший комиссар шляхетского происхождения, подчинённый вел. коронному гетману), полковников и есаулов (назначались из представителей польско-литов. шляхты); права мещан записываться в казаки и выдавать дочерей замуж за них (запрещено под угрозой конфискации имущества). Казаки выступали против ограничения Сеймом численности Запорожского войска и территории его пребывания юж. пограничными городами Речи Посполитой – Черкассами, Чигирином (ныне оба в Черкасской обл., Украина), Корсунем (ныне г. Корсунь-Шевченковский Черкасской обл.) и др. Одной из причин восстания стал личный конфликт Хмельницкого, тогда сотника Чигиринского полка, с чигиринским подстаростой Д. Чаплинским, который, по свидетельству Хмельницкого, отобрал у него хутор (единственную земельную собственность) и угрожал ему смертью.

 

f70e11a09ff6.jpg

«Перед боем». Памятник Б. М. Хмельницкому, М. Кривоносу и И. Богуну в городе Жёлтые Воды (Днепропетровская обл., Украина). 1954 (установлен в 1960). Скульпторы А. Е. Белостоцкий и О. А. Супрун.

 

Воен. действия между казаками, которых периодически поддерживали конные отряды крымского хана Ислам-Гирея III, и польско-литов. войсками шли с перерывами. В нач. 1648 Б. М. Хмельницкий с небольшим отрядом разгромил верный польск. королю Владиславу IV казачий Корсуньский полк, стоявший на о. Хортица. По-видимому, в апр. того же года на казацкой раде Хмельницкий избран гетманом Запорожского войска. Во главе с ним и его соратником М. Кривоносом запорожцы при поддержке крымских татар 5–6(15–16) мая разбили польск. авангард под команд. С. Потоцкого и С. Чарнецкого близ урочища Жёлтые Воды (ныне город Днепропетровской обл., Украина), 15–16(25–26) мая – осн. силы польск. армии под команд. вел. коронного гетмана Н. Потоцкого и гетмана польного коронного М. Калиновского близ г. Корсунь, 11–13(21–23) сент. – войско, собранное кн. И. М. Вишневецким, близ с. Пилявцы (ныне с. Пилява Старосинявского р-на Хмельницкой обл., Украина). Одновременно против литов. шляхты восстали крестьяне и мещане ряда городов ВКЛ, в частности Гомеля, Мозыря, Лоева (ныне все – в составе Гомельской обл., Белоруссия), им на помощь Хмельницкий направил казацкие отряды во главе с И. Гаркушей, А. Небабой и М. Небабой, С. Д. Подбайло (Подобайло) и др. (в 1649 армия под команд. гетмана польного литовского кн. Я. Радзивилла восстановила королевскую власть в восставших регионах ВКЛ). С осени 1648 до марта 1649 шли первые польско-запорожские переговоры (во время них, в 1648/49, Хмельницкий занял Киев; летом 1651 город недолго находился под контролем отрядов Радзивилла). В ходе переговоров в февр. 1649 новый польск. король Ян II Казимир прислал Хмельницкому с брацлавским воеводой А. Киселём знаки гетманской власти – булаву и хоругвь с белым орлом, а также передал обещание амнистировать восставших, увеличить реестр, отменить постановление Сейма 1638, объявить свободу вероисповедания. Предложения короля не удовлетворили Хмельницкого, который настаивал на ликвидации унии и стал требовать назначения в Киев воеводы из «руского народу» и православного вероисповедания, выдворения из Киева иезуитов и суда над Д. Чаплинским, по словам гетмана, гл. виновником войны. Летом 1649 воен. действия возобновились, казаки во главе с Подбайло и полк. Киевского полка М. С. Кричевским вновь двинулись на поддержку восставших в ВКЛ. 21(31) июля они потерпели поражение от войска Радзивилла близ г. Лоев. 5–6(15–16) авг. Хмельницкий одержал победу над польск. армией под команд. Яна II Казимира близ г. Зборов (ныне Тернопольской обл., Украина), от полного разгрома поляков спасло установление польско-крымских союзнических отношений. После новых переговоров 8(18) авг. король дал Запорожскому войску жалованную грамоту (в рус. источниках того времени и в историографии именуется Зборовским договором). Согласно ей, местом пребывания Запорожского войска объявлялась территория Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств, а г. Чигирин становился гетманской ставкой; число реестровых казаков увеличивалось с 6 тыс. чел. до 40 тыс. чел. (Хмельницкому предложено составить именной список не позднее кон. 1649, не попавшие в него лица подлежали возвращению в «послушество своих панов»); казаки и все, кто поддержал их во время восстания, амнистировались; вопрос о существовании унии откладывался до ближайшего созыва Сейма, митрополит Киевский должен был стать депутатом верхней палаты польск. парламента, иезуитам запрещалось основывать новые школы; православная шляхта получала право занимать адм. должности в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах, для евреев вводился запрет на проживание, владение собственностью и занятие откупами в городах этих воеводств и др. Сейм 1649–50 подтвердил большинство условий жалованной королевской грамоты, кроме права митрополита Киевского войти в состав сенаторов. Уния была сохранена. Весной 1650 Ян II Казимир объявил о намерении отредактировать составленный Хмельницким реестр казаков с учётом интересов шляхты. В то же время гетман пытался проводить независимую внешнюю политику (в частности, с кон. 1649 вёл переговоры с трансильванским кн. Дьёрдем II Ракоци о воен. союзе, по-видимому допуская его возведение на польск. престол), чем вызвал у Яна II Казимира серьёзные подозрения в неверности. Хмельницкий не исполнил требование короля об отправке 10-тысячного отряда запорожских казаков на помощь крымским татарам, собиравшимся напасть на Рус. гос-во, и летом 1650 организовал совм. с ними поход против Молдавского кн-ва, вынудив молд. господаря В. Лупу (тесть кн. Радзивилла) заключить антипольский союз с Запорожским войском. На заседаниях Сейма в кон. 1650 оглашено заявление польск. короля об «изменнических поступках обязанного быть покорным подданного» Хмельницкого, а представители гетмана продолжали настаивать на отмене унии. Сейм постановил возобновить воен. действия. Польск. армия под команд. Яна II Казимира и Н. Потоцкого 18(28).6–30.6(10.7).1651 в сражении близ с. Берестечко (ныне город Волынской обл., Украина) победила казаков; 20(30) июня при невыясненных обстоятельствах поле боя оставила крымская конница, вслед за которой в тот же день направился Хмельницкий в сопровождении И. Е. Выговского. Одновременно 26 июня (6 июля) Радзивилл вновь близ г. Лоев разбил казаков во главе с Подбайло и М. Небабой. В результате 18(28) сент. того же года Хмельницкий под г. Белая Церковь подписал с королём мирное соглашение. По условиям Белоцерковского договора 1651 (действовал до весны 1652) под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство с г. Чигирин, этой же территорией ограничивалось землевладение казаков (земли в Брацлавском и Черниговском воеводствах подлежали продаже, а части Запорожского войска выводились оттуда и из ВКЛ); численность реестровых казаков сокращалась до 20 тыс. чел.; отменялись все запреты в отношении евреев и пр. В мае 1652 Хмельницкий при поддержке крымских татар предпринял второй поход против Молдавского кн-ва, разорвавшего союз с Запорожским войском. На р. Юж. Буг, неподалёку от холма Батог (близ нынешнего с. Четвертиновка Тростянецкого р-на Винницкой обл., Украина), запорожско-крымское войско 22–23 мая (1–2 июня) разгромило польск. армию под команд. Калиновского (погиб в этом бою) и вскоре вступило в г. Яссы. В марте 1653 казацкий отряд во главе с полк. Винницкого полка И. Богуном разбил превосходящие воен. силы поляков близ м. Монастырище (ныне город Черкасской обл.). Одним из последних событий восстания стала блокада лагеря польск. войска под команд. Яна II Казимира близ м. Жванец (ныне село Каменец-Подольского р-на, Хмельницкой обл.) казаками и крымскими татарами осенью – в начале зимы 1653.

 

Царь Алексей Михайлович, долгое время официально оценивавший восстание как внутр. дело Речи Посполитой, весной 1653 предпринял неудачную попытку примирить противоборствовавшие стороны дипломатич. путём. С ухудшением внешнеполитич. ситуации осенью того же года Рус. гос-во объявило войну Речи Посполитой, в которой вместе с рус. войсками участвовали казаки Запорожского войска. Территории Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств вошли в состав Рус. гос-ва согласно решениям 2-го Земского собора 1653 в Москве и Переяславской рады 1654. Православное население было избавлено от религ. притеснения, а Запорожское войско получило права и привилегии в соответствии с Мартовскими статьями 1654.

 

 

Источн.: Собрание государственных грамот и договоров… М., 1822. Ч. 3. № 137, 143; Документы об Освободительной войне украинского народа. 1648–1654 гг. К., 1965; Джерела з iсторiї Нацiонально-визвольної вiйни українського народу 1648–1658 рр. Київ, 2012. Т. 1.

 

Лит.: Голобуцкий В. А. Освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого (1648–1654 гг.). М., 1954; он же. Дипломатическая история Освободительной войны украинского народа. 1648–1654 гг. К., 1962; Мыцык Ю. А. Записки иностранцев как источник по истории Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг. Днепропетровск, 1985; он же. Джерела з історії Національно-визвольної війни українського народу середини XVII столiття. Дніпропетровськ, 1996; Степанков В. С. Из истории заключения Белоцерковского договора (сентябрь 1651 г.) // Вопросы истории СССР. Хар., 1988. Вып. 33; он же. Особливості антифеодальної боротьби на Україні в роки Визвольної війни (1648–1654) // Історичні дослідження. Вітчизняна історія. К., 1989. Вип. 15; Національно-визвольна війна українського народу середини XVII століття: політика, ідеологія, військове мистецтво. Київ, 1998; Галашин А. В. Россия и начало восстания Б. Хмельницкого // Славянский альманах. М., 1999; Смолій В. А., Степанков В. С. Україна крізь віки. Київ, 1999. Т. 7; Марценюк С. Ф., Пирог П. В. Черниговщина в освободительной войне украинского народа 1648–1654 гг. // Военно-исторический архив. 2005. № 10(70); Чаропка С. А. Гістарыяграфія Казацка-сялянскай вайны 1648–1651 гг. на Беларусі // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2006. № 2(35); он же. Наступствы Казацка-сялянскай вайны 1648–1651 гг. для Беларусі (дэмаграфічны і гаспадарчы аспекты) // Там же. 2008. № 4 (49).

 

Зинько М.А. Освободительная война украинского и белорусского народов 1648–1654 // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/2696000

Ответить

Фотография Стефан Стефан 22.04 2019

Богданъ отвѣчалъ: «Нечего много толковать! Было время трактовать со мною, когда меня Потоцкій гонялъ за Днѣпромъ, и на Днѣпрѣ было время, и послѣ Желтоводской, и послѣ Корсунской битвы, и послѣ Пилявецъ, и подъ Константиновымъ, и подъ Замостьемъ, и когда я изъ-подъ Замостья шесть недѣль шелъ до Кіева, а теперь уже не время; мнѣ удалось сдѣлать то, о чемъ и не мыслилъ, покажу потомъ и то, что́ замыслилъ. Выбью изъ Польской неволи народъ Русскій весь. Сперва воевалъ я за свою обиду, теперь стану воевать за вѣру православную нашу. Вся чернь, которая ея держится, по Люблинъ, по Краковъ, поможетъ мнѣ въ этомъ, и я чернь не выдамъ, чтобъ вы, задавивши крестьянство, и на козаковъ не ударили. Буду имѣть двѣсти, триста тысячъ своихъ, всю орду, подлѣ меня Тугай-Бей, братъ мой, душа моя, единственный соколъ на свѣтѣ, готовъ онъ все сдѣлать, что я ни захочу, вѣчна наша козацкая пріязнь, которой цѣлый свѣтъ не разорветъ. За границу войною не пойду, саблю на Турокъ и Татаръ не подниму, будетъ съ меня Украйны, Подола, Волыни, довольно добра въ землѣ и княжествѣ моемъ по Львовъ, Хельмъ и Галичъ, а ставши надъ Вислой, скажу остальнымъ Ляхамъ: сидите, молчите, Ляхи! Дуковъ и князей туда загоню, а если и за Вислой кричать станутъ, найду ихъ и тамъ; не останется ни одного князя, ни одного шляхтича на Украйнѣ, а который захочетъ съ нами хлѣбъ ѣсть, пусть будетъ послушенъ войску Запорожскому, а на короля не брыкаетъ». Полковники {248} поддакивали гетману; они говорили: «Прошли тѣ времена, когда Ляхи сѣдлали насъ нашими же людьми, христіанами, сильны были намъ драгуны, а теперь ихъ не боимся; узнали мы подъ Пилявцами, что теперь не тѣ Ляхи, какіе прежде бывали, какіе били Турокъ, Москву, Татаръ, Нѣмцевъ, не Жолкѣвскіе, не Ходкѣвичи, не Конецпольскіе или Хмелецкіе, не Тхоржевскіе, Зайонцковскіе (т.-е. Трусовецкіе, Зайцевскіе), ребята, одѣтые въ желѣзо; померли отъ страха, какъ только насъ увидали и поутекали, хотя Татаръ въ середу не было больше 3,000, подождали бы до пятницы, такъ ни одинъ бы до Львова не добрался». {249}

 

Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 10: История России в царствование Алексея Михайловича. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и Коми, 1860. С. 248‒249.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 24.04 2019

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ Богдан (в крещении Зиновий) Михайлович [сер. 1590-х гг., Речь Посполита – 27.7(6.8).1657, Чигирин, Рус. гос-во, ныне Черкасская обл., Украина], глава запорожского и малороссийского казачества. Отец Ю. Б. Хмельницкого. Сведения о жизни Х. до кон. 1640-х гг. крайне скудны (содержатся гл. обр. в позднейших казацких летописях или привнесены в историографию без опоры на источники). Исповедовал православие. Владел польск. и лат. языками. Впервые в источниках, современных событиям, Х. упоминается в 1637 как войсковой писарь (глава канцелярии) Запорожского войска, поднявшего восстание против польск.-литов. властей. Сотник Чигиринского полка Запорожского войска (1638–48). Возглавил восстание казаков Запорожской Сечи против Речи Посполитой – Освободительную войну украинского и белорусского народов 1648–54. В 1648 избран восставшими казаками «старшим» Запорожского войска (взамен комиссара, назначаемого с 1638 Сеймом Речи Посполитой из представителей шляхты). Вскоре стал называть себя гетманом. В ходе восстания, нанеся ряд поражений польско-литов. армии, установил контроль Запорожского войска над частью Речи Посполитой и фактически возглавил на этой территории воен.-политич. образование – т. н. гетманство. Неоднократно обращался за помощью к рус. царю Алексею Михайловичу и правителям некоторых др. государств. Добился в 1653 от Алексея Михайловича согласия на включение подконтрольных Запорожскому войску воеводств Речи Посполитой в состав Рус. гос-ва. По окончании Переяславской рады 1654 принёс присягу на верность рус. государю. За Х. были сохранены права внешних сношений (за исключением сношений с Османской империей, Речью Посполитой и государствами, находившимися в состоянии войны с Россией). В начале рус.-польск. войны 1654–67 Х. направил отряды Запорожского войска в Вел. кн-во Литовское для участия в кампании рус. воен. сил, в 1655 во главе Запорожского войска совм. с рус. войсками оборонял Малороссию и вторгся в Польское королевство. Накануне заключения Виленского перемирия 1656 выступал за установление новой границы Рус. гос-ва с Речью Посполитой по р. Висла, «аж до венгерские границы». Из-за приостановления рус.-польск. войны стал опасаться, что после её окончания будет восстановлена прежняя граница, а Малороссия вновь окажется в составе Речи Посполитой. Не порывая связей с Рус. гос-вом, втайне от Алексея Михайловича попытался продолжить воен. действия против Речи Посполитой в союзе с её противниками в Северной войне 1655–1660 – Швецией (которая в 1656–58 воевала и с Россией) и Трансильванским кн-вом (зимой 1656/57 выслал на помощь кн. Ракоци Дьёрдю II казачий корпус). Одновременно в кон. 1656, несмотря на протесты старши́ны, решил начать переговоры о принятии казаками тур. подданства, в марте 1657 направил в Османскую империю посла Л. Капусту с выражением «покорности и верности» тур. султану. В апр. 1657 заручился согласием полковников Запорожского войска на передачу гетманской власти сыну.

 

82d5790260d6.jpg

Б. М. Хмельницкий с гетманской булавой, пожалованной ему польским королём Яном II Казимиром в 1649. Гравюра работы В. Гондиуса. 1651.

 

Пожалован польск. королями и рус. царём в Малороссии вотчинами Суботов (привилеи 1646, 1650, грамота 1654), ранее принадлежавшей отцу Х., Медведовка, Жаботин, Каменка (1649, 1654), Новосёлки (1650, 1654) близ Чигирина, а также г. Гадяч «со всеми к нему приналежностями» (1654). Был похоронен в Суботове, где в 1650-х гг. построил церковь Св. пророка Илии (могила Х. не сохр., по-видимому, уничтожена в 1664 по приказу воеводы Рус. воеводства Речи Посполитой С. Чарнецкого).

 

Образ Х. отразился в малороссийском фольклоре. Ему посвящены повесть Ф. Н. Глинки (1816–19), дума К. Ф. Рылеева (1821, опубл. в 1825), эссе П. Мериме (1863), опера К. Ф. Данькевича (1951–53) и др. Фигура Х. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, автор проекта М. О. Микешин). Х. установлены памятники и бюсты в укр. и рос. городах, в частности в Киеве (1888, автор проекта Микешин) и Белгороде (2014, скульпторы А. И. и Д. А. Лохтачёвы). В честь Х. назван Богдана Хмельницкого орден. Имя Х. носят два укр. города, в т. ч. Переяслав-Хмельницкий, улицы, проспекты, площади во многих городах РФ, Украины, Белоруссии.

 

 

Источн.: Документи Б. Хмельницького: 1648–1657. Київ, 1961; Універсали Б. Хмельницького: 1648–1657. Київ, 1998.

 

Лит.: Максимович М. А. Письма о Б. Хмельницком к М. П. Погодину // Украинец. М., 1859. Кн. 1; Карпов Г. Ф. Начало исторической деятельности Б. Хмельницкого. М., 1873; Замлинский В. А. Б. Хмельницкий. М., 1989; Голобуцький В. О. Запорозьке козацтво. Київ, 1994; Смолiй В. А., Степанков В. С. Б. Хмельницький. Київ, 2003; Гурбик А. О. Раднотський зовнішньополітичний курс гетьмана України Б. Хмельницького (1656–1657 рр.) // Український історичний журнал. 2008. № 6.

 

Зинько М.А. Хмельницкий Б.М. // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/4694805

Ответить

Фотография veta_los veta_los 26.04 2019

 

Богданъ отвѣчалъ: «Нечего много толковать! Было время трактовать со мною, когда меня Потоцкій гонялъ за Днѣпромъ, и на Днѣпрѣ было время, и послѣ Желтоводской, и послѣ Корсунской битвы, и послѣ Пилявецъ, и подъ Константиновымъ, и подъ Замостьемъ, и когда я изъ-подъ Замостья шесть недѣль шелъ до Кіева, а теперь уже не время; мнѣ удалось сдѣлать то, о чемъ и не мыслилъ, покажу потомъ и то, что́ замыслилъ. Выбью изъ Польской неволи народъ Русскій весь. Сперва воевалъ я за свою обиду, теперь стану воевать за вѣру православную нашу. Вся чернь, которая ея держится, по Люблинъ, по Краковъ, поможетъ мнѣ въ этомъ, и я чернь не выдамъ, чтобъ вы, задавивши крестьянство, и на козаковъ не ударили. Буду имѣть двѣсти, триста тысячъ своихъ, всю орду, подлѣ меня Тугай-Бей, братъ мой, душа моя, единственный соколъ на свѣтѣ, готовъ онъ все сдѣлать, что я ни захочу, вѣчна наша козацкая пріязнь, которой цѣлый свѣтъ не разорветъ. За границу войною не пойду, саблю на Турокъ и Татаръ не подниму, будетъ съ меня Украйны, Подола, Волыни, довольно добра въ землѣ и княжествѣ моемъ по Львовъ, Хельмъ и Галичъ, а ставши надъ Вислой, скажу остальнымъ Ляхамъ: сидите, молчите, Ляхи! Дуковъ и князей туда загоню, а если и за Вислой кричать станутъ, найду ихъ и тамъ; не останется ни одного князя, ни одного шляхтича на Украйнѣ, а который захочетъ съ нами хлѣбъ ѣсть, пусть будетъ послушенъ войску Запорожскому, а на короля не брыкаетъ». Полковники {248} поддакивали гетману; они говорили: «Прошли тѣ времена, когда Ляхи сѣдлали насъ нашими же людьми, христіанами, сильны были намъ драгуны, а теперь ихъ не боимся; узнали мы подъ Пилявцами, что теперь не тѣ Ляхи, какіе прежде бывали, какіе били Турокъ, Москву, Татаръ, Нѣмцевъ, не Жолкѣвскіе, не Ходкѣвичи, не Конецпольскіе или Хмелецкіе, не Тхоржевскіе, Зайонцковскіе (т.-е. Трусовецкіе, Зайцевскіе), ребята, одѣтые въ желѣзо; померли отъ страха, какъ только насъ увидали и поутекали, хотя Татаръ въ середу не было больше 3,000, подождали бы до пятницы, такъ ни одинъ бы до Львова не добрался». {249}

 

Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 10: История России в царствование Алексея Михайловича. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и Коми, 1860. С. 248‒249.

 

 

 

Стефан, напишите, если знаете, откуда Соловьёв цитирует слова Хельницкого? Что является первоисточником? Хочу себе очередную заготовку сделать. Вот этот текст на этом форуме большинству ничего нового не скажет, но в очередной раз подтверждает, что во времена Хмельницкого под названием Украина далеко не подразумевалась вся та земля, которая входит в состав нынешнего государства:

 

 

За границу войною не пойду, саблю на Турокъ и Татаръ не подниму, будетъ съ меня Украйны, Подола, Волыни, довольно добра въ землѣ и княжествѣ моемъ по Львовъ, Хельмъ и Галичъ,

 

 

"Украина" перечислена в перечне прочих регионов, как одна из них. Само собой, что это земли тех земель, которые были заняты козаками. Но нынешние фейкомёты в школах и т.д. везде разносят мысль, что де под Украиной издавна, ещё до козаком, население сразу подразумевало всю ту территорию, и даже больше, которая сейчас входит в страну. Хочу взять на вооружение.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.04 2019

Само собой, что это земли тех земель, которые были заняты козаками.

Насколько помню, это слово было заимствовано поляками у восточных славян, закрепившись в качестве топонима, обозначавшего восточную окраину Польши. В древнерусском, а также в старорусском языке так именовали любую пограничную местность ("украинская служба" в XVI‒XVII вв. охрана границ России).

 

"Весь русский народ", упомянутый Б. Хмельницким, это православное население Польского королевства ‒ местные русины (которые противопоставляли себя ляхам, туркам, москве, татарам и немцам).

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.04 2019

Стефан, напишите, если знаете, откуда Соловьёв цитирует слова Хельницкого? Что является первоисточником?

Это цитата из дневника львовского подкомория Войцеха Мясковского с описанием поездки комиссаров польского правительства к Богдану Хмельницкому для переговоров в 1649 г. (перевод с польского). Если хотите, могу процитировать оригинальный текст первоисточника.

Ответить

Фотография veta_los veta_los 27.04 2019

Стефан, напишите, если знаете, откуда Соловьёв цитирует слова Хельницкого? Что является первоисточником?

Это цитата из дневника львовского подкомория Войцеха Мясковского с описанием поездки комиссаров польского правительства к Богдану Хмельницкому для переговоров в 1649 г. (перевод с польского). Если хотите, могу процитировать оригинальный текст первоисточника.

Очень хорошо. Спасибо. Нет, на языке первоисточника не обязательно. Сам найду, если что.
Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.04 2019

Интересно, что Б. Хмельницкий в русских источниках именуется не только "черкасом" ("черкасы" ‒ украиноязычные казаки и вообще население казацких земель: Левобережья, Правобережья, Слобожанщины и Запорожья), но и "белорусцем".

Ответить

Фотография veta_los veta_los 27.04 2019

Интересно, что Б. Хмельницкий в русских источниках именуется не только "черкасом" ("черкасы" ‒ украиноязычные казаки и вообще население казацких земель: Левобережья, Правобережья, Слобожанщины и Запорожья), но и "белорусцем".


Вот это действительно, интересно. А почему? Потому что, казацкая сфера влияния тогда распространялось на тогдашнюю территорию Великого княжества Литовского, которая сейчас является территорией нынешней Беларуси? Тот же Мозырь...
Ответить

Фотография Марк Марк 27.04 2019

Ща, прям!  :)

На форуме тема есть посвященная "белорусцам". Ищите. Впрочем вот она, нашел:

http://istorya.ru/fo...?showtopic=7831

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.04 2019

Вот это действительно, интересно. А почему? Потому что, казацкая сфера влияния тогда распространялось на тогдашнюю территорию Великого княжества Литовского, которая сейчас является территорией нынешней Беларуси? Тот же Мозырь...

В 20‒50-х гг. XVII в. русские использовали этноконфессионим "белорусцы" для обозначения православных жителей (иногда и униатов) Литвы и Польши. В русских источниках сер. XVII в. "Белой Русью" именуются восточнославянские земли Речи Посполитой.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.04 2019

И гетман де им сказал, король де и вся Речь Посполитая приговорили так: сколь скоро они снесут Хмельницкого, и тогда всех белорусцов до одного человека и с сущими младенцы высечь и церкви божии и монастыри все выжечь, только оставить однех римлян. А он де, гетман, объявляет им про то подлинно ведая, потому что он – первой человек всей Литвы, и племянник де его гетман Януш Радивил о том к нему писал, только де я на то не позволяю.

 

И на сеймиках де римляне все на них, белорусцов, кричат завсегда, чтоб с ними конец учинить и всех их известь.

 

А послы де нынешние королевские Станислав Витовской и Филип Обухович посланы ко государю от короля** о том, чтоб государь на вечном миру крест целовал и Хмельницкого и иных белорусцов никого не принимал, чтоб им всех белорусцов снесть и християнская вера искоренить, про то де им, белорусцом, всем ведомо подлинно. А будет де государь креста целовать не станет, и им де велено о том отписати х королю тотчас, а королю половина войска своего пустить на Хмельницкого, а другую на Московское государство.

 

** См. документ № 16. {23}

 

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Польшей, 1651, д. 6, лл. 1–12. Подлинник. {24}

 

Расспросные речи в Посольском приказе игумена полоцкого Воскресенского монастыря А. Крыжановского о намерении белорусского и украинского народов воссоединиться с Россией (12 апреля 1651 г.) // Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трех томах. Т. 3: Завершение борьбы украинского народа за воссоединение с Россией. Переяславская Рада. 1651–1654 годы / Сост.: П.И. Павлюк, Д.И. Мышко и др. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 23, 24.

 

 

Государю царю и великому князю Алексѣю Михаиловичу всеа Русіи холопи твои, Замятенка Леонтьевъ, Наумко Кириловъ, челомъ бьютъ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 157-мъ году, мая въ 29 день, пріѣхали въ Сѣвескъ на гостиной дворъ изъ Польскіе и изъ Литовскіе стороны торговые люди города Могилева Андрюшка Ивановъ, Васка Васильевъ, а вѣстей, государь, въ роспросѣ сказали: Запорожскихъ де, государь, козаковъ гетманъ Богданъ Хмельницкой съ Запороскими козаки противъ Поляковъ изъ города Чигирина пошолъ, а досталніе де, государь, Запороскіе козаки многіе люди перевозятца за рѣку Днѣпръ, идутъ къ гетману Хмельницкому въ сходъ; а Татаровя де, государь, къ гетману Хмельницкому пришли жъ и пошли напередъ въ Польшу войною; и слухъ де, государь, носитца, что тѣхъ Татаръ Поляки погромили и многихъ побили; а Литовской де гетманъ Радивилъ писалъ къ гетману Хмельницкому, что онъ Литовскими повѣты съ ними зъ Бѣлорусцы битца не хочетъ, такъ же какъ отецъ его Радивиловъ противъ ихъ Бѣлорусцовъ не бивался; а стоитъ де онъ, Радивилъ, съ Литовскими людми въ собраньѣ для того, чтобъ де, государь, Запороскіе козаки Литовскихъ городовъ и уѣздовъ не извоевали. И съ сею, государь, отпискою къ тебѣ государю царю и великому князю Алексѣю Михаиловичю всеа Русіи къ Москвѣ послали мы, холопи твои, Вязметина Кондратья Сухотина мая въ 30 числѣ и велѣли, государь, ему явитца и отписку подать въ Посольскомъ Приказѣ твоимъ государевымъ дьякомъ, думному Михаилу Волошенинову да Алмазу Иванову.

 

Подлинникъ. ‒ На оборотѣ 1) адресъ; 2) помѣта: 157 г., іюня въ 7 день Комарицкихъ драгуновъ съ порутчикомъ съ Кондратьемъ Сухотинымъ; 3) вверху: Чтена. Въ Розрядѣ такова жъ.

 

Отписка севских воевод с вестью о походе Богдана Хмельницкого и прочем (30 мая 1649 г.) // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 3: 1638‒1657. СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1861. С. 62.

 

 

1. Государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи, холопи твои Замятенка Леонтьевъ, Ивашка Кабылской челомъ бьютъ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 157 году, сентебря въ 6 день, по твоему государеву цареву и великого князя Алексѣя Михайловича всеа Русіи указу, посылали мы холопи твои изъ Сѣвска за рубежъ въ Полскую и Литовскую землю, для провѣдыванья вѣстей, сѣвскихъ пушкарей Дмитрейка Церкина да Якушка Степерева. И октября, государь, въ 19 день, тѣ сѣвскіе пушкари Дмитрейка Церкинъ да Якушко Степеревъ изъ Полскіе и изъ Литовскіе стороны въ Сѣвескъ пріѣхали, а въ роспросѣ, государь, передъ нами холопи твоими онѣ сказали: были де, государь, онѣ въ Полской и въ Литовской земли для провѣдыванья вѣстей; и октебря де, государь, въ 1 день въ городъ Нѣжинъ изъ козачьева войска пріѣхали раненые Запороскіе козаки, а сказывали де, государь, тѣ Запороскіе казаки: Поляки де, государь, стояли болшимъ собраньемъ въ Полскомъ городѣ въ Констентиновѣ; а гетманъ де Запороской Хмелницкой съ Запороскимъ войскомъ стоялъ отъ города Констентинова верстъ съ десять. И сентебря де, государь, въ 14 день былъ у Поляковъ съ Запороскими казаки бой болшой подъ городомъ Костентиновымъ, а было де, государь, на томъ боѣ Поляковъ и Нѣмецъ тысячь со ста и болши: а Запороскихъ де, государь, козаковъ было на томъ боѣ тысечь съ триста и болши, да Крымскихъ и Нагайскихъ Татаръ тысечь съ сорокъ; и въ первой де, государь, день Поляки Запороскихъ козаковъ на боѣ побили многихъ людей, и Запороскіе де, государь, козаки сѣли въ табарѣ своемъ въ осадѣ, и сидѣли де, государь, отъ Поляковъ козаки въ табарѣ своемъ въ осадѣ, три дни; и на четвертой де, государь, день на Поляковъ съ стороны пришли Татаровя; а козаки де, государь, изъ табару вышли на вылозку, и бою де, государь, межи ими было полтора дня да ночь; и на томъ де, государь, боѣ козаки и Татаровя Поляковъ и Нѣмецъ побили, и обозъ и нарядъ поимали; а ксенжа Доминикъ Заславскій да князь Еремей Вишневецкой побѣжали, а съ ними де, государь, ушло тысечь сто дватцать, и за ними де гетманъ Хмелницкой послалъ полковника Небобу съ козаки и съ Тотары. Да въ томъ же де, государь, городѣ Нѣжинѣ урядникъ, козачей атаманъ, Запороского гетмана Хмелницкого племянникъ Прокопъ Бережицкій, говоритъ во многіе люди: всѣмъ де, государь, Запороскимъ войскомъ онѣ Бога молятъ о томъ, чтобъ имъ быть подъ твоею царскою высокою рукою. И въ Кіевѣ де, государь, и въ иныхъ во многихъ Полскихъ городѣхъ всякіе люди Бѣлорусцы Бога молятъ о томъ же, чтобъ имъ всѣмъ быть подъ твоею царскою высокою рукою. А съ сею, государь, отпискою къ тебѣ государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи, къ Москвѣ, послали мы холопы твои Стародубца Василья Окулова, и велѣли, государь, ему отписку подать въ Розрядѣ твоимъ государевымъ дьякомъ, думному Ивану Гавреневу да Григорью Ларіонову.

 

На оборотѣ помѣты: Государю чтена. ‒ 157, ноября въ 1 день, Стародубецъ Васка Окуловъ (т.е. подалъ отписку).

 

Отписка царю Замятни Леонтьева и Ивана Кобыльского с вестями, доставленными посланными за рубеж пушкарями (1 ноября 1648 г.) // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 8: 1668‒1669, 1648‒1657. СПб.: Тип. В.В. Пратц, 1873. С. 277.

 

 

И декабря в 27 день приходил писарь Иван Выговской к Родиону и Мартемьяну на двор и говорил: прислал де ево, Ивана, к ним, Родиону и Мартемьяну, гетман, что отпуск им, Родиону и Мартемьяну, будет вскоре, а нынешнего де числа гетман будет для своих потреб в Суботово. А нам де то и самим надобно, видя государскую такую к себе премногую милость, чтоб отпустить вас к великому государю, к его царскому величеству вскоре. И Родион и Мартемьян писаря Ивана Выговского дарили, что он великому государю нашему его царскому величеству служит и во всем ему, великому государю, добра хочет. И спрашивали писаря Ивана наодине: с крымским ханом у гетмана и у полковников нет ли какова меж себя утверженья, и будет есть, и сколь давно у них меж себя то утверженья учинилось, и на чем, и как ныне гетману и вам от крымского хана в том утверженье отговариватца.

 

И писарь Иван Родиону и Мартемьяну говорил тайно: как де нынешним летом крымской хан пришол к гетману на помочь, и гетман де с крымским ханом сшолся на реке Боге, и хан де гетману говорил: приходил де он, хан, со всею ордою к нему, гетману, на помочь и ево безпрестанно от неприятелей обороняет. А он де, гетман, ему, хану, никакие присяги не учинит, чтоб де он ныне, гетман, присегал, что быть под ево, хановою, рукою. А будет де он, гетман, ему, хану, присяги не учинит, и он де, хан, помогать ему, гетману, ныне не будет и впредь на помочь приходить и посылать никово не учнет. И гетман де ему, хану, говорил: будет он сам, хан, ему, гетману, шертует, что их черкаских городов, и сел, и деревень не розорять и провославных християн, и жон их, и детей в полон имать не велит, а учнет стоять за него, гетмана, и за все Войско Запорожское, и он де, гетман, присегать ему, хану, учнет. И хан де гетману на том дал свою шерть. А гетман де хану присягал, что им быть меж себя в братцкой дружбе и любви, и другу им быть другом, а недругу им быть недругом, и черкаских де городов, и сел, и деревень ему, хану, не [ро]зорять, и провославных християн, и жон их, и детей в полон имать не учнет. А будет орда учнет черкаские городы розорять и християн, и жон их, и детей имать в полон, и ему де, хану, тех казнить, а взятой полон отсылать к нему, гетману. И через тое де ханову шерть татаровя ныне провославных християн в полон з женами и з детьми емлют и села и деревни розоряют. Да он же де, хан, с польским королем без гетманова ведома помирился. И мыслил де он над гетманом и над ним, Иваном, злое, как бы их отдать польскому королю. И будет де крымской хан сведает, что гетман {401} учинился великого государя его царского величества в подданье, учнет к гетману присылать с вычетом. И гетман де ему будет отказывать, что он, хан, ему, гетману, и всему Войску Запорожскому на том шертовал, что было ему и татаром черкаских городов, и сел, и деревень не розорять и провославных християн, и жен их, и детей в полон не имать. И через ево де, ханову, шерть татаровя черкаских городов села и деревни многие ныне розорили, и казаков де многих порубали, а иных и грабили, и провославных християн з жонами и з детьми в полон поимали. И он де, хан, гетману обороны никакой не учинил, и взятой ясырь не присылывал, и в правде своей не состоял, и то де нарушенье присяги учинилось от него, хана, а не от гетмана.

 

Да Иван же Выговской говорил: есть де у него в Белой Руси, которая от Смоленска х Киеву, и к Чернигову, и к Белой Церкве, и к Старому Костентинову, свои и друзья. И они де писали к нему и приказывали: как де гетман и все Войско Запорожское будут в подданье у великого християнского государя, и он бы де, Иван, учинил им ведомо, и они де, все Белая Русь, ради быть с ними у великого християнского государя в подданье, потому что де им от ляхов теснота и гоненье большое. И он де, Иван, к своим и к друзьям в Белую Русь пошлет тотчас и им учинит ведомо, что гетман и Войско Запорожское учинилось великого государя его царского величества под высокою рукою. И чтоб де они, ево, Ивановы, свои и друзья, в Белой Руси всех белорусцов наговаривали, чтоб и они учинились под государевою высокою рукою. А и чаю де я тово, что все Белая Русь, смотря на нас, будут под государевою высокою рукою. И что де к нему из Белой Руси прикажут или отпишут, и он де, Иван, учинит царскому величеству ведомо тотчас. {402}

 

Статейный список русских послов Р. Стрешнева и М. Бредихина о положении на Украине и о переговорах с Богданом Хмельницким относительно воссоединения Украины с Россией (12 сентября 1653 г. ‒ 7 января 1654 г.) // Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трех томах. Т. 3: Завершение борьбы украинского народа за воссоединение с Россией. Переяславская Рада. 1651–1654 годы / Сост.: П.И. Павлюк, Д.И. Мышко и др. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 401–402.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.04 2019

Лозунгом, который объединил и поднял на борьбу разные слои русинского населения (от зависимых крестьян до духовенства) Речи Посполитой, имевшие собственные причины для недовольства, стала защита православной веры. Во время восстания происходило массовое избиение католиков и иудеев повстанцами. Это была своеобразная "священная война".

Ответить

Фотография Стефан Стефан 28.04 2019

В 1651 г. Речь Посполитая и Войско Запорожское активно готовились к очередному столкновению. Папа римский Иннокентий X прислал польскому королю Яну II Казимиру через своего нунция Дж. ди Торреса благословение на войну, мантию, освящённый меч и провозгласил его защитником веры. Точно так же Б. Хмельницкого благословил и опоясал мечом, который был освящён на Гробе Господнем, православный коринфский митрополит Иоасаф. Он также привёз гетману грамоту от константинопольского патриарха Иоанникия II. В походе против поляков Иоасаф постоянно был при казацком войске и погиб в сражении под Берестечком (убит польским шляхтичем) в июне того же года.

Ответить