После побоища при Слойсе, в 1350 г. англичане одержали следующую морскую победу, которая явственно продемонс трировала, что даже не безрассудство французских флотоводцев, а большие английские луки решили судьбу противостояния под Слойсом. Битва вошла в историю как «Л'Эспаньольсюр-Мер» (нечто испанское, может быть танец на море. — Прим. пер.), поскольку велась против союзной Франции Кастилии в Ла-Манше неподалеку от Уинчелси (графство Восточный Суссекс. — Прим. пер.) 29 августа 1350 г. Кастильский флот из 40 судов вышел из Фландрии и следовал к берегам Испании, когда подвергся нападению англичан, которыми вновь командовал сам король. Кастильцы предвидели возможность нападения, потому основательно загрузили корабли камнями и металлическими дротиками, не говоря уже о наличии на борту каждого хорошо подготовленных арбалетчиков. Кроме того, испанские корабли превосходили английские размерами. Несмотря на все это, англичане вновь взяли верх, почти наверняка, главным образом, вследствие их способности выпустить больше стрел по кастильцам в самый ответственный момент сближения кораблей. Фруассар, у которого рыцарские мотивы в поступках героев всегда превалируют над сухой прагматикой военных, уверяет, что в гуще боя Эдуард направил флагман на самый крупный корабль противника и прокричал его капитану, что намерен сойтись с ним в поединке, как на ристалище. Фруассар, однако, осознавал возможные последствия столкновения двух судов о море, поскольку говорит о том, что флагман Эдуарда получил серьезные повреждения (что едва ли имело место в действительности, поскольку в довольно подробных учетных записях, посвященных состоянию флота Англии в то время, нигде ни слова не сказано о ремонте кога «Томас»). Согласно разным данным, англичане захватили от 14 до 26 кораблей противника.

В 1372г. англичане понесли серьезное поражение у города Ля-Рошель, правда потому лишь только, что неприятель застал их врасплох — значительная часть судов находилась на суше. Атаковавшим кастильцам удалось поджечь многие корабли, обливая палубы англичан маслом, а затем стреляя горящими стрелами (для спуска судов на воду потребовалось бы довольно много времени, по сути дела, то была не битва, а рейд). Возможно, нападавшие применяли также и брандеры. К началу XV столетия все северные ВМФ состояли, по всей видимости, из парусников, кроме того, отмечалась заметная «гонка вооружений» — каждый государь стремился построить по возможности более крупный и высокий корабль. Французы продолжали нанимать генуэзских моряков, однако к тому времени, когда в 1415 г. Генри V вторгся во Францию, корабли их представляли собой высокие карраки (широкие парусники), а не галеры. В промежутке между 1413 г. и 1420 г. Генри V ответил неприятелю строительством четырех «больших судов» — гигантских карраков. Самый меньший из них, 540-тонный «Тринити Рояль» («Царственная Троица»), был крупнее большинства тогдашних кораблей, не говоря уже о наимощнейшем, 1400-тонном «ГрасДьё» («Милость Божия»). Ни одному из них не довелось испытать силы в настоящей морской битве, хотя два из четырех играли важную роль в снятии англичанами осады с Гарфлера в 1416 г.

Инвентаризационный акт 1420 г. позволяет установить, что «Грас Дьё» имел на борту среди прочего вооружения три пушки, которые по тому времени представляли собой еще новое и малоиспытанное вооружение. Благодаря тому же акту мы узнаем о наличии на этом же судне 144 металлических стрекал, предназначенных для забрасывания ими противника с возвышений. Между тем первое письменное свидетельство об установке огнестрельного оружия на корабле откосится к 1337 г. или к 1338 г. «Пушка», предназначенная для английского королевского судна «Ког Всех Святых», стреляла миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами. В XV столетии пушки все чаще и чаще включались в арсенал вооружения кораблей. Между тем огнестрельное оружие пока еще, как видно, мало влияло на боеспособность флота. Бортовые пуижи должны были быть очень небольшими, поскольку иначе при откате могли пострадать канониры и само судно. При стрельбе с палубы, особенно залпом, возникал даже риск перевернуться, поскольку лишь на заре XVІ столетия кораблестроители стали внедрять орудийные гнезда и орудийные палубы, смещая тяжелое артиллерийское вооружение ближе к ватерлинии.

Интересные статьи

Эра викингов
Война в северных водах в раннем Средневековье велась по-иному, чем в южных, в то время как сами корабли в обоих регионах по принципу действия не так уж разительно отличались друг от друга. «Северный» боевой корабль на заре Средних веков представлял собой узкую галеру с низким бортом, одним рядом весел и одной мачтой с прямоугольным парусом. Однако выглядел он иначе, чем «южный», поскольку на севере основным строительным материалом служил дуб, наиболее твердая древесина, что затрудняло привычную в Средиземноморье сборку на пазах и шинах. Каждый следующий пояс обшивки каркаса «северного» корабля укладывался внахлест на предыдущий (нижний) и прибивался к нему, по окончании же сборки требовалось непременно просмолить корпус перед спуском на воду, Однако в плане характера боевых действий важнее для нас другое; когда в IV столетии приказал долго жить римский флот на Рейне...
читать статью


Болгария
Oтношение большинства русских людей к Болгарии — особое и имеет глубокиe корни. Кто-то, еще во времена нашей вечной дружбы, хорошо провел отпуск в Албене или на Золотых Песках. Другие предпочитали курить «Родопи» и «Шипку», а не дрянные «Памир» или «Дымок», Не забудем также «Плиску», «Сълнчев бряг» и прочие маленькие радости течественной интеллигенции.
читать статью


Великие войны Великих Владык
До восшествия на престол в своей обычной не царской жизни Никифор Геник занимал пост логофета геникона, т.е. министра финансов. Квалифицированный специалист и умный человек, он и на троне продолжал успешно заниматься знакомым делом, совершенствуя кредитно-налоговый механизм и пополняя казну, опустошенную предшественниками. Однако император это прежде всего, полководец, Но талантом военачальника Никифор, увы, не обладал, А врагов у Ромейского царства всегда хватало.
читать статью