Ключом к пресечению грабительской деятельности викингов могло бы послужить противодействие сильного «ВМФ», способного сделать пиратство опасным. Важность государственного военного флота хорошо продемонстрирована примером Англии X столетия. Продолжая дело Альфреда Великого, пришедшие ему на смену государи сумели продолжить строительство и поддержание в рабочем состоянии сильного флота. Ввиду постоянной угрозы со стороны рейдеров, англичане охотно раскошеливались, субсидируя оборону, а потому удавалось собирать средства по принципу — одно .судно с командой в 60 чел. с каждых 300 хайдов (хайд — надел земли в 100 акров. — Прим. пер.). В результате после отражения крупного рейда в 937 г. натиск викингов существенно снизился. Так обстояло дело во времена Эдгара (годы жизни 943/4—975. - Прим. пер.). Однако без сильного лидера никакой флот не мог послужить спасением, как и происходило при Этельреде II Неспособном (король в 978-1013 и 1014-1016 гг.). Начиная с 991 г. король Дании Свен развернул ряд широкомасштабных атак на Англию, перед которыми Этельред оказался, по сути, бессильным. В 992 г. он собрал эскадры, но потерпел поражение (правда, англосаксонская хроника уверяет, что причина состояла в том, что врагам удалось выведать план кампании). Б 999 г. был снаряжен другой флот, но без какого-либо успеха. Третья попытка, в 1008 г., тоже ничего не принесла — эскадра рассыпалась из-за внутренних раздоров еще до появления кораблей противника. К моменту окончательного завоевания Англии Кнутом (подробнее во 2-м разделе) в 1016 г. суда викингов вновь рыскали по всей стране, забираясь далеко в глубь ее по рекам. Важность скандинавских ладей хорошо заметна на примере осады Лондона Кнутом в мае 1016 г., когда королю и его воинам удалось подняться вверх по Темзе, прорыв канал, параллельный ее южному берегу, и таким путем обойти Лондонский мост.

По сути дела, случаи столкновения флотов в эпоху викингов отмечались только дважды, в 1044 г. и 1062 г., при этом оба раза представляли собой боевые соприкосновения между скандинавским «ВМФ». Оба сражения разворачивались в заливах восточного побережья Дании. Вторая битва началась со сложного маневрирования, чтобы использовать приливную волну, ветер и положение солнца (важно помнить о том, что даже небольшой попутный ветер предоставлял одной стороне преимущество перед противником при стрельбе стрелами и метании копий). Написанная в ХІІІ столетии история Скандинавии, «Круг земной» (Heimskringla), рассказывает о том, что во втором случае каждая из сторон связала канатами воедино, по крайней мере, часть судов в центре боевых порядков, превратив «кластеры» челнов в крупные боевые «платформы», что позволяло быстрее перебрасывать живую силу туда, где возникала большая опасность. Трудно представить себе, как все это воплощалось на практике, поскольку гребцы не смогли бы работать веслами на связанных между собой ладьях. И вот еще — как же такие «платформы» сближались бы в абордажном бою? Может быть, автор имел в виду соединение канатами на некотором расстоянии, что позволяло бы командам грести? В любом случае даже это проделать было бы затруднительно и удалось бы скорее всего только в прикрытых от ветра и волн бухтах. Так или иначе, в остальном все протекало довольно традиционно: противники перестреливались из луков, бросали копья и дротики, а затем сближались для рукопашной.

На протяжении XII столетия северные флоты продолжали играть важную роль транспортировки войск, причем значение эскадр повышалось но мере роста аппетитов отдельных лидеров. Наиболее знаменитая амфибийная операция того времени в северных водах — это, безусловно, вторжение в Англию Вильяма Завоевателя в 1066 г. — огромное предприятие, потребовавшее перевозки тысяч коней и воинов, В данном случае боевые качества самих судов и их команд не подверглись испытанию, так как английский король Гарольд не собирал флота против нормандцев Вильяма и армия последнего сумела высадиться в Англии, не встречая противодействия. Вильям же применял корабли как средства тыловой поддержки в 1072 г. во время экспедиции в Шотландию — в этом случае флот со снабжением тенью на воде скользил за идущей на север сухопутной армией.

 

Интересные статьи

Северные воды - борьба за господство в Ла-Манше
Тогда как в морских боях в Средиземноморье галеры доминировали пплоть до XV столетия, ряд различных факторов побудил северян сделать больший упор на парусные суда. Похоже, причина даже не в характерном для океана большем волнении, что затрудняет работу веслами, снижая ее эффективность по сравнению с более спокойным Средиземным морем. В действительности определяющими стали техническое совершенствование кораблей и привлекательность высоты силуэта, обеспечивавшей преимущества в процессе обмена стрелами и другими метательными снарядами в бою.
читать статью

Осадное вооружение на более позднем этане Средневековья
Мощные укрепления замков, характерных для «высокого» Средневековья и более позднего времени, сильно затрудняли выполнение задач осаждающим. Привычные методы осады продолжали действовать и повсеместно применялись, однако все чаще возникала потребность в неком более сильном вооружении. Первое в полном смысле оригинальное такого рода приспособление эпохи «высокого» Средневековья — требюгае (trebuchet). Основное конструктивное новшество ее заключалось во внедрении противовеса. Трудно сказать, когда именно появилась первая требюше. Более или менее достоверные упоминания о ней относятся к XIII столетию, однако не вызывает сомнения тот факт, что эксперименты в данном направлении широко велись уже в XII веке, а то и ранее.
читать статью

«Морские десантники» Средневековья
Используя в качестве навигационных приборов приспособления, позволявшие определить широту по положению тени, викинги подходили к чужим берегам почти всегда неожиданно. Священники молились, прося Бога «избавить их от ярости норманнов», благоразумные монархи — такие, как король Альфред Великий в Британии, — укрепляли ключевые города и строили крепости, поручачи оборону на местах арлам и файрдам и строили флот для противодействий непредсказуемым рейдерам.
читать статью