Столетиями римские императоры содержали в Средиземноморье крупный флот, чтобы пресекать пиратство, перебрасывать войска и грузы и быстро отправлять важные донесения в провинцию — к широко раскинутым флангам империи и обратно. На кораблях, не применявшихся для крупных морских операций, тараньг-«бараны» постепенно сменились «клювами», втыкавшимися в борт вражеского судна над ватерлинией и позволявшими взять его на абордаж, Так появились предки дромонов — основных боевых кораблей Византийской империи. Дромон представлял собой всего лишь простую галеру длиной метров 50, перемещавитуюся в бою за счет одного или двух рядов весел (всего примерно 100), и имел одну мачту с квадратным парусом который опускали перед началом боя. Меньшие суда применялись для патрулирования и разведки. Когда в V столетии рухнула римская администрация на Западе, содержание флота стало на какое-то время невозножным, а противник — особенно вандалы сумели создать собственные эскадры и с успехом опустошали побережье. Однако уже в VI столетии уцелевшая восточная часть Римской империи, или Византийская империя, принялась отстраивать регулярный флот. Императору Юстиниану (527—565) требовалось огромное количество судов для осуществления его грандиозных планов «римской реконкисты» в Северной Африке и в Италии. Византийское вторжение на север Африки в 533 г., несмотря на наличие у вандалов крупного флота, удалось во многом благодаря хитрости: приближенные Юстиниана разожгли огонь мятежа на Сардинии, король вандалов заглотал наживку и отправил корабли против бунтовщиков, что позволило византийским экспедиционным силам высадиться в отсутствие вражеского противодействия. Однако скоро в Средивемноморье возникла новая и куда более серьезная угроза — мусульмане. Лихорадочная экспансия их завоеваний началась в 633 г. и скоро позволила арабам овладеть побережьем. Халифы и их придворные быстро усвоили все выгоды, которые предоставляли при покорении и удержании территории боевые эскадры. Так, уже в 648 г. Муа-вия — тогда губернатор Сирии, а позднее, с 661 г., халиф — создал флот, задействовав суда и команды из новых подданных.
Мусульмане опустошили Кипр, а в 654 г, захватили его. Встревоженные византийцы собрали большой флот, чтобы пресечь действия противника, однако в следующем же году понесли поражение в так называемой «Битве мачт» у берегов Малой Азии. Численно уступавшие противнику мусульмане применили в бою нетрадиционный подход. Чтобы не дать врагу сломать строй, они соединили все корабли цепями. Подобная тактика делала маневрирование невозможным, потому единственное, что оставалось арабам, — ждать атаки противника. Один летописец говорит, будто мусульманские моряки применяли крюки, которыми рвали оснастку и паруса неприятельских кораблей, что не кажется особенно убедительным, во-первых, потому, что довольно трудно было бы орудовать таким приспособлением из-за большой длины древка, а во-вторых, маловероятно, чтобы византийские дромоны атаковали с поднятыми парусами. Словом, похоже, тут налицо один ив многих случаев проявления творческой фантазии хронистов.

На протяжении трех следующих столетий византийцы и мусульмане не раз мерились силами на морских просторах — каждая сторона стремилась закрепиться и создать базы вдоль основных маршрутов следования своих караванов. Наиболее замечательными из этих столкновений можно назвать две осады мусульманами Константинополя — в 673—679 гг. и в 717 г. Стены великого города с (уши представляли собой практически неприступный барьер, а следовательно, любой завоеватель поневоле искач пути с моря, блокируя гавань и атакуя не столь мощные обращенные к воде укрепления. К 673 г. халифат располагал уже довольно значительным флотом и мог рассчитывать на успех. Тем не менее первая попытка закончилась неудачно. Императорский флот вырвался из Золотого Рога и применил против кораблей мусульман секретное оружие византийцев — «греческий огонь». Также и в 717 г. конец осаде положил прорыв через вражеский заслон византийского флота, который «греческим огнем» посеял хаос и разрушения в стаие противника. В создавшейся панике многие христиане из команд эскадры халифа попросту дезертировали. Мусульманам пришлось отступать, но беда не приходит одна — на обратном пути их так потрепал шторм, что лишь около одной десятой кораблей вернулось домой.

 

Интересные статьи

Северные воды - борьба за господство в Ла-Манше
Тогда как в морских боях в Средиземноморье галеры доминировали пплоть до XV столетия, ряд различных факторов побудил северян сделать больший упор на парусные суда. Похоже, причина даже не в характерном для океана большем волнении, что затрудняет работу веслами, снижая ее эффективность по сравнению с более спокойным Средиземным морем. В действительности определяющими стали техническое совершенствование кораблей и привлекательность высоты силуэта, обеспечивавшей преимущества в процессе обмена стрелами и другими метательными снарядами в бою.
читать статью

Осадное вооружение на более позднем этане Средневековья
Мощные укрепления замков, характерных для «высокого» Средневековья и более позднего времени, сильно затрудняли выполнение задач осаждающим. Привычные методы осады продолжали действовать и повсеместно применялись, однако все чаще возникала потребность в неком более сильном вооружении. Первое в полном смысле оригинальное такого рода приспособление эпохи «высокого» Средневековья — требюгае (trebuchet). Основное конструктивное новшество ее заключалось во внедрении противовеса. Трудно сказать, когда именно появилась первая требюше. Более или менее достоверные упоминания о ней относятся к XIII столетию, однако не вызывает сомнения тот факт, что эксперименты в данном направлении широко велись уже в XII веке, а то и ранее.
читать статью

«Морские десантники» Средневековья
Используя в качестве навигационных приборов приспособления, позволявшие определить широту по положению тени, викинги подходили к чужим берегам почти всегда неожиданно. Священники молились, прося Бога «избавить их от ярости норманнов», благоразумные монархи — такие, как король Альфред Великий в Британии, — укрепляли ключевые города и строили крепости, поручачи оборону на местах арлам и файрдам и строили флот для противодействий непредсказуемым рейдерам.
читать статью